Agroinno.ru - агроновации и системные риски

16.06.2016 22:20

Как смотрят на перемены и что предпринимают сегодня потребители и бизнес в России и как они поведут себя завтра?

logo pwc

Текущий экономический спад в России будет иметь серьезные последствия, которые в будущем приведут к радикальным изменениям в потребительской и бизнес-среде. Для выявления изменений уже второй год подряд PwCпроводит исследование, в котором рассматривается максимально широкий круг факторов и опрашиваются различные участники процесса – от конечных потребителей до менеджеров по закупкам (представляющих корпоративных клиентов), менеджеров по продажам и топ-менеджеров. Ниже представлены ключевые выводы исследования.

Реакция потребителей

Результаты нового исследования PwC«Затяжной спад в экономике. Что предпринимают потребители и бизнес в России?» показали, что факт наступления кризиса уже стал общепризнанным, потребители с ним смирились и уже строят соответствующие планы на будущее. 86% потребителей ответили, что Россия фактически находится в состоянии кризиса. 79% опрошенных сообщили о том, что кризис повлиял на них лично.

При этом ожидания потребителей по поводу возможного восстановления после кризиса стали более негативными. Большинство участников опроса считают, что кризис завершится не ранее начала 2019 года. В результате, в поведении потребителей происходят кардинальные изменения.

Комментирует Мартайн Пейтерс, Партнер, консультационные услуги компаниям сектора розничной торговли и производства потребительских товаров, PwC в России:

«Несмотря на то, что снижение ВВП было намного менее существенным, чем годом ранее, реакция потребителей оказалась заметно более негативной, что привело к серьезным изменениям в поведении потребителей и снижению уверенности в финансовой стабильности в долгосрочной перспективе. При этом стремление населения экономно расходовать средства, судя по всему, переросло в устойчивую привычку, которая изменит потребительскую среду на многие годы вперед.

За год, прошедший с момента предыдущего исследования, к стратегиям экономии стали прибегать все больше потребителей. Они покупают меньше, покупают по промоакциям, покупают товары собственных торговых марок магазинов и более дешевые товары, а также покупают в более дешевых магазинах. Это оказывает значительное влияние на предприятия сектора розничной торговли и производства потребительских товаров, но может сказаться и на темпах восстановления экономики в целом».

84% респондентов заявили, что они начали принимать меры в целях сокращения своих расходов. 36% участников опроса сказали, что они могут позволить себе «намного меньше» товаров и услуг, 52% респондентов стали покупать меньше или начали покупать более дешевые товары и продукты.

Существенно изменилось и отношение людей к покупкам в кредит. Подавляющее большинство (88 %) опрошенных не планируют брать кредиты в течение следующих 12 месяцев.

В исследовании отмечается, что виден явный разрыв между регионами и Москвой: больше всего кризис сказался на потребителях в городах с населением от 500 000 до 1 млн жителей. Потребители из числа жителей Москвы более позитивно оценивают текущую экономическую ситуацию, чем жители регионов: 3,09 и 2,75 балла соответственно по пятибалльной шкале.

Роль бренда даже в сложившейся ситуации остается очень важной. 65% респондентов утверждают, что бренд играет большую роль при принятии их решения о покупке.

Влияние экономической ситуации на бизнес

В исследовании этого года только 45% опрошенных менеджеров считают, что экономическая ситуация улучшится в течение года. В прошлом году этот показатель составил 68%.

55% менеджеров убеждены, что отрицательное воздействие текущей рецессии на экономику будет более значительным, чем в период кризиса 2009 года.

Опрос выявил, что за последние 12 месяцев выручка компаний сократилась в среднем на 7%, в дополнение к 10-процентному спаду в прошлом году. 67% респондентов отметили резкое падение общего рыночного спроса.

В то же время компании отмечают рост издержек (90 % респондентов по сравнению с 77 % в прошлом году отметили рост расходов на материалы), что приводит к существенному сокращению прибыли.

Все больше компаний стали прибегать к мерам оптимизации. Первыми под сокращение затрат, как и в прошлом году, попадают закупки (отметили 67 % респондентов). Однако в этом году отмечается рост популярности более структурных и стратегических изменений (например, пересмотр всей цепочки поставок) по сравнению с краткосрочными сокращениями (например, снижение затрат на рекламу).

Тем не менее, в долгосрочной перспективе ожидается еще больший сдвиг в сторону комплексной реструктуризации бизнес-моделей – что будет необходимым критерием успеха в условиях медленного роста экономики после выхода из кризиса.

О методологии исследования

Исследование проводилось с использованием той же методологии и в течение аналогичного периода, что и в прошлом году. Чтобы лучше понять различные аспекты текущего экономического кризиса, эксперты PwC провели глубокий анализ, включающий:

  • исследование мнений на базе выборки из 2 000 российских граждан, представляющих различные слои городского населения;
  • 20 глубинных интервью с потребителями, проведенными во время сопровождения их в магазинах;
  • телефонный опрос 62 менеджеров среднего звена российских и международных компаний, работающих в России;
  • более 18 интервью с топ-менеджерами компаний, ведущих активную деятельность в России;
  • анализ данных из открытых источников по экономическим и социальным показателям;
  • сопоставление с другими зарубежными рынками, которые ранее также оказались под воздействием кризиса;
  • анализ текущего кризиса в контексте прошлых российских экономических спадов.

В этом году эксперты PwC уделяли больше внимания глубинным интервью с прошлогодними респондентами, чтобы иметь возможность с точностью отследить любые изменения в их взглядах и позициях.

 

Партнеры

logo generationS.png

 

 

 logo rvc031016

 

 

 

logo agritechnika

 

 

 

 96Rostselmash

 

 

 

 

 rus