О преступной селекции Борщевика, который еще не так давно входил в реестр сельскохозяйственных культур и в середине прошлого века культивировался в качестве корма для скота и защиты сельхозугодий в сфере агропромышленного комплекса, а сегодня угрожает биоразнообразию сельских и природных территорий России
Алексей Сутурин, фото и стихи автора
Когда-то, лет двадцать назад, брошенные сельхозугодия и фермы от Прибалтики до Сахалина начал завоевывать Борщевик Сосновского. Он вырвался с опытных делянок и полей незадачливых селекционеров, семенами, уносимыми ветром в огромном количестве. Цветет он в этом году яростно, только недавно узнал, что одно растение может дать в сезон до 100 000 семян. Была надобность, сходил с друзьями в урочище Нехлюдов рукав, по дождю, через лесные завалы...
Вот, здесь еще цветет ирис болотный, а по берегам ручья, первого притока подмосковной Яузы, Борщевик Сосновского, гадина ядовитая. Ирис болотный радует глаз только на несколько мгновений, потом разум занимает этот массив самого опасного сорняка. В этом году Борщевик особенно опасен, две недели назад где-то струя его сока меня уже обожгла по правой руке, теперь медленно заживает... Сок фототоксичен. Ультрафиолет солнца как бы запускает процесс химического отравления, появляются волдыри.
Много влаги в почве - много сока у растения. Окропило прямо струей. В прошлые годы так не случалось, и ожогов не было, когда его рубил ножом. Очень он ядовитый сегодня. А в эти дни началось уже созревание плодов, которое продлится до сентября. Семена упадут, унесенные ветром, на новые земли, и могут пролежать там до 12 лет до приемлемой погоды. Ну, и как с ним бороться? 12 лет перепахивать землю? Семена в соцветиях советуют сжигать. Это вроде самый надежный способ уничтожения. Можно еще подрубать каждое растение еще до цветения на глубину 10-15 сантиметров с тем, чтобы отрезать такую бобышку в корне. Если выше нее, то растение в этот же сезон даст новые цветы и семена. А если ствол будет висеть буквально на волоске, растение и в этом случае даст потомство. Что-то жуткое... Будто инопланетяне залетели из далеких миров.
Но это не так. Все проще. Памятник нашему идиотизму селится сегодня везде, где влага и солнце. Впервые Борщевик Сосновского описали в 1944 году. Кстати, сам выдающийся ученый, исследователь флоры Кавказа Дмитрий Иванович Сосновский к селекции растения не имеет никакого отношения, это просто в его честь селекционер И.Манденова назвала гадину его именем. Потом выделенный вид стали культивировать на корм скоту, а также как декоративное растение и как защитное по краям сельхозугодий.
Правда коровы не стали его есть, они же не дуры такими ядами питаться. В качестве декорации его можно оставить только за железным забором. А на брошенных сельхозугодиях и вдоль шоссе и железнодорожных путей, среди камней он сам прекрасно растет. Где поселился Борщевик Сосновского, там уже другие травы и цветы не конкурентоспособны, под ним ничего не растет. Высотой растения могут доходит до трех метров. Вот она, угроза подмосковному и российскому биоразнообразию! И человеку. Свыше 80 процентов ожогов тела человека могут привести к его смерти, попадание в глаза сока - к слепоте. Ну, выжжет глаз, попросту говоря.
По памяти, аж, до 2012 года Борщевик Сосновского входил в реестр сельскохозяйственных растений. По закону с ним нельзя было бороться. Теперь будем расхлёбывать эту биологическую атаку. Как всегда, государство с проблемой не справится без добровольцев. Возможно, кто-то откроет волонтерское движение по уничтожению Борщевика Сосновского. Возможно, это нужно сделать, и, похоже, совместно с Россельхознадзором и Роспотребнадзором, с региональными лесниками и местными фермерами.
Жизнь уже заставляет...
И напоследок - самая жуть мутагенная. Сок борщевика Сосновского обладает патогенными свойствами и даже в отсутствие ультрафиолета солнца он способен вызывать грубые нарушения структуры хромосом, так называемые хромосомные аберрации, то есть сок борщевика Сосновского вызывает мутагенный эффект.
Такая вечная борьба добра и зла. Вот, как в этом моем стихотворении октября прошлого года -
Наоборот
Как-то тихо и красиво,
В жизни так бывало встарь,
Плыл по небу не спесиво
Не стреноженный бунтарь.
Сыпал с выси предпочтенья,
Сеял точные слова.
Для людей иль для прощенья,
То не ведает молва.
Сердцем слушали собрата,
У кого жива душа.
Вот, растрата так растрата!
Вся с прибытком. Хороша…
Кто не слушал, тот иначе
Тесто мнет и ухо трет.
Но не в этом суть. Тем паче
Трудно плыть наоборот.
Предпочтенья и желанья.
Что еще сведет людей
Для последнего признанья
И для песен без идей.
Ты такой, а я похуже.
Я иду, а ты сидишь…
Ты сидишь в весенней луже,
Я иду по краю крыш.
Нас не трогает смятенье,
Не стреножила молва.
Небо шлет приобретенье,
С неба сыплются слова.
Оседает гром у леса,
В серебре лежит трава.
Не позвали только беса,
Чтоб не множилась молва.
И опять шаги по небу,
С громом вдаль ушел бунтарь.
Слово не заменишь хлебом,
Хлебом не унять алтарь.