Agroinno.ru - агроновации и системные риски

05.07.2024 17:54

Несколько статей подряд в последние недели прислала в редакцию на партнерской основе PR-служба Российской ассоциации производителей специализированной техники и оборудования (Ассоциации «Росспецмаш»). Статей, в которых с фактами на руках специалисты машиностроения означили самую суть, корень проблем в машиностроении – наличие или, точнее, порой отсутствие компонентной базы для производства различных машин, которые крутятся, двигаются, перемещают грузы, поднимают их на различные высоты, пашут, сеют, разносят удобрения, пестициды и агрохимикаты на поля. У вас какой автомобиль? Не важна марка, в этом рассказе важно, сколько в ней подшипников и движущихся частей, которые изготовлены литьем, обработкой на станках… Да, речи о станкостроении здесь нет, это тема отдельной статьи и отчасти она была мной раскрыта в моей статье, опубликованной в Российской газете под названием «Станки в шеренгу и поодиночке» еще в 2009 году. Но и станки не «крутятся» без подшипников и других систем в металле.

Podshipniki

Если России все труднее выходить на глобальные рынки, а крупнейшие мировые машиностроительные компании участвуют в санкционном давлении на Россию, прикрывая этим недобросовестную конкуренцию и иные стремления, то у нас нет другого выхода, как восстанавливать свое, когда-то бывшее в достаточном количестве во времена СССР. Есть, конечно, Китай и Индия, но там у нас тоже далеко не все отношения безоблачны, надежны и качественны.

Итак, три небольшие статьи, подготовленные нашими партнерами, повторим, пришедшие одна за другой:

«В России необходимо создавать производство многих компонентов с «нуля»

Локализация производства комплектующих и запасных частей в России – это одна из главных задач, которая стоит перед отечественным машиностроением. Выпуск многих комплектующих необходимо создавать с «нуля».

rinok komponent

Кроме того, необходимо кратно увеличить объемы производства отечественных комплектующих на действующих площадках.

На сегодня доля российских предприятий по выпуску комплектующих на внутреннем рынке отличается в зависимости от сегмента. В сегменте двигателей она составляет 47%, электрики – 24%, подшипников – свыше 20%, гидравлики – 9%, тормозных систем – 0%.

Обеспечение независимости от импорта компонентов – это масштабная задача, которая требует комплексной и системной поддержки государства. К примеру, только в одном зерноуборочном комбайне свыше 20 000 комплектующих.

Ассоциация «Росспецмаш» предлагает выделить гранты в размере 10 млрд руб. ежегодно в 2024-2030 годах на выпуск комплектующих с нуля и существенное увеличение текущих объемов производимой продукции. Также важно защитить рынок от демпинга импортных поставщиков.

Российские производители подшипников занимают 20% внутреннего рынка

Доля отечественных производителей подшипников на внутреннем рынке РФ находится в пределах 20%. Об этом говорится в презентации председателя Союза производителей подшипников, корпоративного директора ООО «ВЕКтор» Алексея Кулешева, которая была представлена в рамках конференции Ассоциации «Росспецмаш» «Развитие производства сельскохозяйственного, строительно-дорожного и пищевого машиностроения в России».

Производство российских подшипников в 2023 году выросло по сравнению с 2022 годом с 30,7 млн. штук до 37,1 млн штук. Внутренний рынок подшипников при этом составляет около 160 млн. штук в год.

Среди основных проблем, которые тормозят развитие выпуска отечественных подшипников, названы отсутствие в отрасли системы технического регулирования, направленной на защиту российских производителей и борьбу с фальсификатом; отсутствие российского специализированного станочного оборудования и инструмента, реальные и потенциальные сложности с поставками импортного оборудования, открытость российского рынка подшипников для иностранных поставщиков, ценообразование на рынке металлов.

Кроме того, российские производители подшипников сталкиваются с нехваткой квалифицированного рабочего персонала и отсутствием единой системы подготовки инженерных кадров.

Конференция Ассоциации «Росспецмаш» прошла в Ростове-на-Дону и собрала более 200 человек. На ней выступило руководство Правительства Ростовской области, Ассоциации «Росспецмаш», представители Минпромторга России, руководители заводов по производству строительно-дорожной, прицепной и сельскохозяйственной техники, компонентов и пищевого оборудования, а также руководство ДГТУ.

Ассоциация «Росспецмаш» рассказала о проблемах локализации компонентной базы в России

Ассоциация «Росспецмаш» привела сравнение стоимости комплектующих для специализированной техники и оборудования в России и Китае на примере деталей для МКПП трактора.

komponent

Цена на детали в России больше на 160%-198%, чем в Китае. Разница стоимости заготовок при этом составляет от 353% до 459%.

Общая стоимость производства шестерни (5,95 кг) в России составляет 7109 рублей, а в Китае – 4173 рубля.

Причин такой разницы в себестоимости много. В Китае дешевое сырье, ниже налоги, значительно больше масштаб производства, дешевле кредиты, логистика, более развитые инфраструктура и технологии. К этим причинам еще можно добавить отсутствие в России комплексных технологий и оборудования, а также нехватку квалифицированных кадров.

Об этом Ассоциация «Росспецмаш» сообщила на конференции Развитие производства сельскохозяйственного, строительно-дорожного и пищевого машиностроения в России», которая прошла в Ростове-на-Дону и собрала более 200 человек.

На ней выступило руководство Правительства Ростовской области, Ассоциации «Росспецмаш», представители Минпромторга России, руководители заводов по производству строительно-дорожной, прицепной и сельскохозяйственной техники, компонентов и пищевого оборудования, а также руководство ДГТУ.

Ассоциация «Росспецмаш» по итогам конференции и Общего собрания утвердила заявление, в котором отражены основные предложения машиностроителей по развитию отраслей».

Партнеры

logo generationS.png

 

 

 logo rvc031016

 

 

 

logo agritechnika

 

 

 

 96Rostselmash

 

 

 

 

 rus